Аквамарин и гелиодор – это зеленовато-голубая и жёлтая разновидности минералов группы берилла, в которую также входит зелёный изумруд. Крупнейшие зарубежные месторождения этих самоцветов находятся в Бразилии, Мозамбике, Пакистане. В России с XVIII века добываются ювелирные и коллекционные бериллы, образцами которых гордятся многие музеи мира. Речь идёт о месторождении Шерловая Гора, открытом в Восточном Забайкалье в 40 км к северо-западу от г. Борзи. Своё название месторождение получило от шерла – чёрной разновидности турмалина, встречающегося здесь. Однако, забайкальские аквамарины были известны местным жителям, аборигенам, значительно раньше. Косвенным свидетелем того, что буряты знали об этих кристаллах, являются записи известного исследователя-путешественника:
...тунгусы ходя на промыслы собирают их (кристаллы) детям на игрушки и тут нанесли столько, что мне самому никогдаб найтить было не можно; ибо они не слишком таким много находятся... При всём том сколь они не похожи на Бразильские смарагды (старое название турмалинов), однако при делании не однократно опытов ни чуть электрической силы не оказали
Официальная же история Шерловогорского месторождения самоцветов начинается с заявки вольнонаемного работника Нерчинского горного округа, происходивщего из жителей Иркутска, Ивана Гуркова, нашедшего в 1723 г. здесь аквамарин и топаз. В 1724 г. после опытной огранки найденных самоцветов в Петербурге камни были признаны “годными”, Гуркову пожаловано 5 рублей за находку, а к месторождению отправлена поисковая экспедиция. Первое описание Шерловой Горы принадлежит перу известного деятеля горного дела председателю Нерчинского Горного Начальства А. Карамышеву. В своих записках, относящихся к 1762-1769 годам, он приводит описание месторождения и минералов встречающихся здесь: аквамарин, тяжеловес (топаз), “затверделая глина”, кварц и колчедан.
Наиболее хорошие аквамарины добывались из “гнезд” в виде полушаровидных углублений в стенах выработки. “Гнезда” аквамарина (иногда весом до 15 кг) представляют собой скопления довольно прозрачных и приятно окрашенных кристаллов, необычайно тесно и в большом изобилии срастающихся друг с другом. Наилучше окрашенные длинные, но тонкие кристаллы (длиной до 5—7 см, но толщиной редко более 1/2 см).
Добыча голубого аквамарина и жёлтого гелиодора началась в 1770-х годах. А в 1780-х годах эти драгоценные камни заинтересовали Екатерину II, что придало толчок развитию берилловых копей Шерловой Горы. Первая половина XIX века ознаменовалась приходом романтизма в русское искусство. Характерное для него стремление к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности», способствовало росту интереса ювелиров к новым драгоценным камням: аквамаринам, топазам и гранатам. Иногда самоцветам придавался особый смысл: они располагались в таком порядке, что первые буквы их названий составляли имя. Поворотным вехой в истории русских аквамаринов стали 1890-1900 годы, когда голубые самоцветы заняли центральное место в украшениях ведущих ювелиров фабрик Фаберже и К. Болин. А во время коронация Николая II в 1896 г., нежно-голубые аквамарины произвели большое впечатление на всех приглашённых гостей. Так на рубеже XIX и XX веков мода на них из России перешла в Европу.
Классические и бесцветные украшения из бриллиантов утратили свою популярность после гастролей балета Русские Сезоны Сергея Дягилева по европейским столицам в 1908-1914 годах. Яркие костюмы и декорации, созданные для спектаклей, поспособствовали появлению в украшениях европейских ювелирных домов новых форм и орнаментов, а также смелых цветовых сочетаний. Новый стиль ар деко, ставший популярным в 1920-х годах по обе стороны Атлантики, опирался на хроматические сочетания костюмов Русских Сезонов. Художники-ювелиры создавали изделия, в которых художественная ценность доминировала над рыночной стоимостью, а материалы выбирались в зависимости от декоративных свойств. Из камней с огранкой ювелиры отдавали предпочтение аквамарину, топазу, аметисту. Цветные мотивы подчеркивались бриллиантами.
На протяжении XX века месторождение Шерловая Гора работало с переменными успехом, основное внимание советской промышленности уделялось добыче угля и руды на олово в этом районе. Ювелирный рынок заполнялся бразильскими аквамаринами. Однако, рост интереса к драгоценным камням российского происхождения и возможность привлечения частного капитала позволили в начале XXI века возобновить добычу на Шерловой Горе. И сегодня возможность заказать ювелирное украшение с забайкальским аквамарином есть у каждого.